В этой статье я хотел бы осветить мое видение Джит-кун-до, как метода обучения учеников с точки зрения практикующего инструктора. Я занимаюсь с детьми и подростками тем, что я называю джит-кун-до уже более десяти лет. Изучая различные мнения о джит-кун-до на всевозможных форумах, сайтах, в статьях пришел к пониманию, что большинство высказывающихся на эту тему подходят к изучению и оценке джит-кун-до чисто теоретически. Очень мало тех, кто сам непосредственно занимается данным стилем, кто пробовал пропустить этот стиль через себя на протяжении хотя бы двух-трех лет упорных тренировок. Многие, как правило, берут на вооружение одну-две цитаты Брюса Ли, не учитывая совершенно подоплеки сказанного. Просто поражает такое количество « экспертов », которые сводят джит-кун-до Брюса Ли то к Вин-чун, то к Филиппинским боевым искусствам, то к боксу и так далее… Понятно желание адептов этих стилей приписать себе некое особое влияние на творческий путь развития Брюса как бойца. Не стесняются даже в некоторых фильмах с участием Брюса в переводе вставлять вместо « джит-кун-до » - таэквандо и т. п. Оставим это на совести тех, кто завидует популярности Брюса Ли, его самобытности и таланта, не попадающего, к сожалению для многих, ни под какие стандарты. Да и не секрет, что еще при жизни Брюса проповедники традиционных стилей единоборств как в Японии, так и Китае в штыки встретили новаторские идеи Брюса, обвиняли его в профанации и неумелости. И это странно, ведь многие стили того же каратэ-до возникли в 20 веке. А уж количество стилей единоборств в Китае просто трудно поддается исчислению! То есть творческий процесс создания новых стилей и направлений в единоборствах идет беспрерывно, и это естественно! Я лично не понимаю тех, кто всю жизнь повторяет за другими одно и то же… Завидуют и недовольны тем, что, по признанию многих экспертов, Брюс совершил настоящий переворот в мире боевых искусств, указав одну очень простую и гениальную истину, что ни один стиль единоборств не лучше другого, что если рассматривать бой как таковой без прикрас и церемоний, то вообще не может быть никаких « стилей », так как мы все имеем две руки и две ноги, и что мы сами являемся тем самым « стилем ». То есть, проще говоря, сколько людей, столько и стилей ведения боя, ведь каждый человек индивидуален по своим характеристикам. И это означает, что каждый боец ни в коем случае не должен копировать слепо технику боя кого-то другого, а должен терпеливо искать те приемы и методы, которые будут эффективны именно в его исполнении в реальной, а не показушной схватке. Это, соответственно, предполагает творческое саморазвитие личности, желание экспериментировать, уметь учиться на своих ошибках, постоянно проводить проверку своих знаний в жестких спаррингах с самыми различными партнерами. Необходимо иметь способность без жалости отбрасывать с виду эффектные и красивые движения в пользу той техники, которая с виду, может быть, и неказиста, но безотказно действует в реальном бою. И здесь очень многих неискушенных новичков и их родителей к сожалению подстерегает опасность увлечься внешними атрибутами какой-либо школы единоборств, их пленяет красивая форма, тщательно отрепетированные показательные выступления, раскалывание специально подготовленных досок… Новички не понимают, что то что им кажется красивым совсем необязательно будет эффективным! Вспомните, ведь каждый из вас наверное хоть раз в жизни видел, обычную уличную драку. Кто-нибудь может сказать, что она красива?! Движения в драке хаотичны, непредсказуемы, удары сменяются захватами, борьбой, даже укусами! И вот, вместо показа реальной техники поединка, новичкам традиционных школ единоборств показывают красивую картинку из какого-то кино, не имеющую никакого отношения к нашей жизни. И ведь клюют многие, и платят бешенные деньги за то, что их убеждают какие они хорошие, сильные и красивые… Мне жалко этих учеников, ведь когда кого-то из них , не дай Бог конечно, жизнь столкнет с ситуацией, действиям в которой их просто не учили, может быть уже слишком поздно. Ведь не секрет, что в большинстве школ единоборств учеников в первую очередь готовят к участию в соревнованиях, правилами которых как раз и запрещены самые эффективные и действенные приемы. А если это так, то какое отношение эти школы тогда имеют к бою? К гимнастике, имитирующей бой – это да. Приведу лишь один пример: сборную команду страны по ушу тренируют мастера спорта по художественной гимнастике…
Джит-кун-до, по словам самого Брюса Ли, это искусство утонченного уличного боя, то есть, проще говоря, умной драки. И подходы, которые применяются для подготовки спортсменов, здесь не подходят. На улице нет ни судьи, ни врача, нападающий может быть большего веса или их может быть несколько, всех нюансов и не перечесть. Я не знаю в России ни одного стиля единоборств, кроме ДКД, по крайней мере для детей и подростков, который бы отвечал требованиям самозащиты именно в реальной схватке. Есть, конечно, близкие к ДКД стили, типа Армейского рукопашного боя или Панкратиона, но и в них, увы, много недостатков. Например, поединок в этих единоборствах проходит только в масках с забралом, приучающих спортсмена не бояться удара, например, ногой в голову при попытке захвата ног для броска. Спортсмены из года в год привыкают не бояться удара, поэтому на соревнованиях по этим видам доминируют в основном борцы. Понятно желание организаторов этих соревнований уберечь спортсменов от травм, но я считаю, что нужно искать другой путь в обучении спортсмена боевым навыкам. Мы, например, проводим свои турниры в масках с забралом только среди спортсменов до 10 лет, провели уже более 20 соревнований, и несмотря на их достаточную жесткость серьезных травм не было. И объяснение этому очень простое. Дело в том, что ученики, если их правильно тренировать, очень быстро приспосабливаются к более жестким условиям боя, не эффективные приемы и действия быстро отсекаются, бой проходит очень быстро. Еще бы, кому из бойцов хочется получать раз за разом жесткие удары, например, в голову. Страх подстегивает бойца действовать более быстро и жестко. На наших турнирах мы очки за отдельные действия не начисляем, у нас невозможно выиграть бой, набрав одно-два очка за удар соперника по ноге, нужно показывать только те действия, которые приведут к победе в реальном жестком поединке.
Итак, ДКД – это не спорт. Это стремление научиться самозащите, используя всевозможные приемы и методики из различных стилей единоборств, не брезгуя так называемыми « подлыми » приемами. Все мы прекрасно знаем, что на улице, как правило, правил приличия не существует. Нападают стаями, пинают лежачего, унижают. Конечно, можно успокаивать себя мыслью, что вот дескать я-то в такую ситуацию не попаду. Слабое утешение! В Японии есть мудрая поговорка – если твой меч потребуется тебе хоть раз в жизни, носи его с собой всегда. Что уж говорить о России.
Впрочем, каждый выбирает то, что ему по душе. Ну нравится человеку получать пояс за поясом, разбивая сухие доски и выполняя все более и более сложные па, лишь бы лицо не было слишком сильно поцарапано…
К сожалению, Брюс Ли не создал при жизни какой-либо системы обучения своему методу. Он всю жизнь находился в процессе развития, его ученики просто не поспевали за ним. И если начинал он своё преподавание в США с элементов Вин-чун Кунг-фу ( которое кстати по признанию его биографов освоил лишь на треть ), то постепенно, вбирая в себя то, что подходило ему как бойцу из различных стилей единоборств, создал даже не стиль, а концепцию развития каждого бойца как творческой личности, назвав это Джит-кун-до (или путь преграждающего кулака ). Безусловно, копировать Брюса глупо. Потому что, что бы получалось то, что получалось у Брюса, нужно иметь скорость Брюса, его талант, его силу. Да, этого мы не можем, но выразить себя через созданную им философию ДКД – почему нет?! Ведь сам Брюс неоднократно призывал своих последователей и учеников не копировать его слепо, а развиваться самим в рамках его метода. А уж все остальное зависит от каждого конкретного человека, его таланта, упорства и мотивации. Действительно, дойти до того уровня боя, который Брюс называл ДКД сложно, но стремиться к этому вполне реально. А оценить работу того или иного инструктора ДКД и его школы можно только изнутри, посмотрев на уровень боя его учеников, увидев воочию тренировки, а еще лучше самому в этом поучаствовать. А давать какие-то оценки через третьих лиц – пустое занятие. Такие оценки унижают самих оценщиков, показывая их нравственно-интеллектуальный уровень.